Эрнест Серебренников: В нашей профессии ты должен быть как солдат, встающий из окопа, когда дорога каждая секунда

Эрнест Серебренников: В нашей профессии ты должен быть как солдат, встающий из окопа, когда дорога каждая секунда

Мэтр отечественного телевидения Эрнест Серебренников знает о спортивном репортаже всё и, как говорится, много больше. В свои 82 года он продолжает украшать своими комментариями телевизионный эфир и готовит молодые кадры для российской тележурналистики. В канун чемпионата мира по футболу наш корреспондент пообщался с Эрнестом Наумовичем. Вот что он нам рассказал.

О чемпионате мира-2018

- Роль чемпионата мира должна заключаться в том, чтобы гости, которые приедут к нам, смогут убедиться, что у нас прекрасные люди, и мы сделали всё, чтобы чемпионат прошел на высоком организационном уровне. Да, что-то может не понравиться, но в целом я убежден, что всё пройдет успешно. Наверное, кто-то будет желать, чтобы всё было наоборот. Таких можно пожалеть. Для меня важно, что это великое спортивное событие состоится в моей стране и в моем любимом городе. И мы обязаны сделать всё, чтобы чемпионат мира в России стал великим праздником большого футбола для всех любителей и поклонников этой игры. Представьте, что весь мир увидят этот праздник по телевидению, станет его соучастником! Это фантастическое, непередаваемое ощущение.

О стадионе «Санкт-Петербург»

- Стадион - красавец! Я должен сказать, что мы полностью потеряли великие традиции архитектуры, благодаря которым наш город стал великим. Здесь работали знаменитые архитекторы мира. Я имею в виду Огюста Монферрана, Карла Росси, Бартоломело Растрелли, Матвея Казакова и Андрея Воронихина. Это были великие люди, создавшие облик города, которым мы гордимся. В советские времена шедевров архитектуры создано гораздо меньше. И нужно отдать должное бывшему губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, которая оценила проект японского архитектора Кисе Куросава. В итоге мы имеем замечательное сооружение, способное создать такую атмосферу, когда люди приходят на стадион, как в театр. Если раньше на нашем маленьком, любимом и заслуженном стадионе «Петровский» много места занимали очень уважаемые мной фанаты со своей линией жизни и поведения, то на новую футбольную арену приходят люди, которых привлекает не только атмосфера неистового боления. Меня порадовало, что на стадионе много женщин с детьми, сюда приходят семьями. Стадион «Санкт-Петербург» это, безусловно, большое архитектурное достижение нового времени и гордость нашего города.

О работе режиссера

- В каждом виде спорта, будь это чемпионат мира по футболу, Олимпийские игры, плавание, баскетбол или таэквондо, а мне приходилось работать в десятках видах спорта, есть своя определенная и отработанная концепция, которая развивается с каждым годом и чемпионатом. Количество камер, повторов, графика, оптика, что чрезвычайно важно, так как это очень дорогое удовольствие - это одна сторона вопроса. А вторая - это передача сигнала. На какой спутник это идет, кто принимает трансляцию и в какое время. И у тебя должна быть отработанная система действий, поскольку каждая минута эфирного времени стоит больших денег. Следующий наиважнейший этап - работа с большим количеством комментаторов, где у каждого свой канал. И все они комментируют ту картинку, которую показывает режиссерская бригада. А комментаторов, в зависимости от участия стран, может быть тридцать, сорок. Также у некоторых стран, по отдельному договору, как правило, есть дополнительные права, и мы обязаны показать их корреспондента по специальной линии только для этой страны. И самое главное, что всё это требуется много раз отрепетировать и довести до совершенства.

О «нестандартных» ситуациях

- Случались ли ситуации, когда что-то шло не по плану? Расскажу вам одну историю. Мы работали на трансляции из Канады. Играл знаменитый хоккейный клуб «Монреаль Канадинес». И вот, в Москве перепутали комментаторов и у них в эфире они услышали мой разговор с техниками мужского пола на нашем хорошем русском языке. Позже канадцы сказали мне, что они были очень удивлены услышать подобное от интеллигентного человека (смеется). Но это нормально. В нашей профессии ты должен быть как солдат, вылезающий из окопа, когда дорога каждая секунда.

О работе операторов

- Работа телевизионных операторов определяющая. Один работает на крупном плане, на эстетике. Он опытный человек, выпускник ВГИК и знает свое дело. Ему нужны крупные выразительные глаза спортсмена или пролетающий мяч. Он работает на психологию. Он знает, что на этой трибуне сидит бывший тренер команды, там сидят запасные игроки, а далее их жены. И он должен изучить всё это, чтобы ему самому было интересно следить за этой стороной драматургии. Также очень важно взаимодействовать с людьми, которые работают на повторах. Я всегда стремился довести свою работу до уровня полного доверия к людям. И только тогда ты можешь обрести нужный ритм трансляции спортивного соревнования.

О видеоповторах

- Информационные повторы - их может быть три, четыре с разных точек поля. Тут важно, например в футболе, показать, было ли касание, пересек ли мяч линию ворот и.т.д. Иное дело психологические повторы, когда телезритель должен увидеть лицо спортсмена, которое выражает его внутренние переживания и эмоции. В арсенале телевизионного оператора и режиссера непременно должны быть эстетические и драматургические повторы. Здорово, когда в кадр удается поймать двух спортсменов - и у одного на лице дикая радость, а у второго - страшное переживание. Такие моменты украшают трансляцию.
Ты работаешь с двумя, тремя «повторщиками», и они такие же режиссеры, как и ты, они хорошо понимают, что результат у нас общий и наша основная задача - темп выдачи этого повтора. Повторю, я добивался таких взаимоотношений с людьми, что, если он мне показывает большой палец, то мне не нужно его спрашивать, что там на повторе. Я знаю, что у меня есть полсекунды - и я могу дать этот повтор в эфир. Всё это достаточно сложная работа.

Об Играх 1980 года

- Здесь нужно сказать, что высшее руководство нашей страны тех лет не совсем осознавало, что такое летние Олимпийские игры. Я очень хорошо помню, выступление одного из партийных лидеров ЦК КПСС. В своей речи он сделал упор на то, что мы имеем опыт проведения съездов Коммунистической партии и не нужно нас ни чем пугать (смеется). А что из себя представлял съезд Коммунистической партии? Это гостиница, чемоданчик с подарками и бурные аплодисменты под выступление генерального секретаря ЦК КПСС. Всё это было сказано, конечно, не без иронии, но в памяти это осталось. А реалии были такими, что Олимпиада в Москве была первым крупнейшим спортивным событием, и нам было нужно знать весь механизм по ее организации. Строительство нового аэропорта, спортивных объектов, стадионов, телецентра, комфортабельных гостиниц, организация проезда и безопасности всех участников соревнований - понимание грандиозности этого события приходило уже в ходе его подготовки. Да, были сложности, но их преодолели, что стало мощнейшим шагом вперед. Благодаря Олимпиаде-80 страна совершила прорывы во многих сферах: в развитии авиационной, железнодорожной и гостиничной инфраструктуры, телевидения, не говоря уже о самом спорте. Уверен, что таким же мощным шагом вперед для России станет и стартующий уже через несколько дней чемпионат мира.
Христиан ЮЛА.

©2018 Спорт уик-энд.